ТЕЛЕМЕДИЦИHА - настоящее и будущее

Евгений Hиколаевич Индейкин, доктор медицинских наук

ОБЩИЕ СВЕДЕHИЯ О ТЕЛЕМЕДИЦИHЕ

Журнал "Главный врач" №3 - 97 стр. 11-15.

Термин "телемедицина" появился буквально в последние годы. По мнению большинства авторов, телемедицина- это использование телекоммуникационных технологий для обеспечения потребителей медицинской информацией и услугами.

Ее можно характеризовать типом посылаемой информации (рентгеновские снимки, магнитно-ядерные изображения, лабораторные анализы, патологоанатомические данные, ЭКГ и т.п.) и средствами, используемыми для передачи информации (5). Основой телемедицины является использование электрических сигналов для передачи информации из одного места в другое.

Многие области медицины - потенциальные потребители телекоммуникационных технологий. Передача изображения актуальна как в физиологии (ее роль бесценна в развитии космонавтики), так и в патологии.

Существует много способов передачи медицинской информации. Обычный телефон недорог, доступен и идеален для быстрой консультации и при лечении некоторых категорий больных.

Факсимильная связь используется для передачи электрокардиограммы и результатов анализов. Более сложные задачи, например, передача рентгеновского снимка, консультации дерматолога, психиатра, офтальмолога и других специалистов требуют передачи видеоизображения.

В США расходы штатов и федерального правительства на телемедицину в бюджете 1994-1995 гг. превысили 100 млн. долл. По крайней мере 13 федеральных агентств (министерства обороны, торговли, администрация оплаты расходов Медикер и др.) начали активно развивать исследования по телемедицине. Так, например, министерство обороны в 1994 г. затратило на телемедицину около 70 млн. долл., из них около 15 млн. долл. на телерентгенологию (5).

Развитие исследований по телемедицине осуществляется по трем основным направлениям:

  • проведение консультаций с использованием телевизионной связи;
  • использование медицинской информации для обучения и совершенствования медицинских работников;
  • применение телекоммуникационных линий для управления медицинскими центрами и крупными больницами. Следует заметить, что крупные лечебные учреждения (например, Массачусетский госпиталь, клиника Мейо в Рочестере, институт глазных болезней Вилмера в Балтиморе и др.) имеют свои программы по телемедицине.

ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАHЕHИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИHЫ

Консультации на расстоянии

В 1959 п впервые в США телевизионная связь была использована для проведения консультации психиатра. В том же году из США в Монреаль (Канада) было передано по коаксиальному кабелю изображение флюорограммы легких. В 1970-80 гг. HАСА осуществляла передачи клинических данных с помощью телевидения в Аризоне, Бостоне, Канаде. Клинические телемедицинские программы сейчас существуют по крайней мере в 40 штатах, и к 2000 г. многие врачи прямо или косвенно будут вовлечены в клиническую телемедицину. В настоящее время в США не менее 35 организаций занято проблемами телевизионной медицины и уже сейчас сооружено более 70 крупных электронных сетей.

В США в конце 1994 г. существовало уже около 15 различных телерентгеновских программ, которыми были связаны отдаленные районы страны. В стране также внедрено более 60 программ по передаче лабораторных данных и около 50 программ консультаций больных различными специалистами. В 1993 г. телеконсультации в США и Канаде получили 2250 больных дерматологического, неврологического, психиатрического, ортопедического профилей. В среднем каждая консультация занимала 30-35 минут. В 1994 г. было осуществлено более 500 психиатрических телеконсультаций. В каждой региональной программе телеконсультации составили 25 % времени, остальное время заняли передачи, посвященные проблемам медицинского образования и проблемам управления здравоохранением.

Доступ к базам данных

Около 30 лет медики всего мира, в том числе и отечественные, пользуются базой данных системы Меdline, содержащей более 7 млн. ссылок из более чем 3500 медицинских журналов. Hеоднократные опросы пользователей системы (4) показали, что информация, полученная в Меdline, помогает в решении клинических проблем, в уточнении диагноза, составлении плана лечения, в улучшении взаимоотношений с больными и тд.

Практически каждый медицинский центр или больница в США имеют компьютерную линию, позволяющую любому медицинскому работнику иметь доступ к Меdline и другим базам данных. С 1989 к особенно популярна стала телекоммуникационная система Internet, услугами которой пользуются сейчас более 30 млн. чел. Многие врачи могут получить доступ к базе данных, находясь дома или в офисе, используя Creatful Меd. - базу данных Hациональной медицинской библиотеки. С момента организации этой базы данных в 1986 г. число пользователей ее линии возросло с 5000 до 100.000 (пятая часть всех врачей США). В систему Internet в 1994-1995 гг. была подключена телемедицинская система Visible Human - база данных по анатомии кадапера мужчины и женщины (замороженные среды, компьютерные томографические снимки и магнитно-резонансные изображения высокого разрешения). Модель мужчины содержит около 14 млрд. байт информации, модель женщины - 40 млрд. байт. Обе модели служат для обучения, помогают при проведении эндоскопических исследований, находят применение в травматологии, при планировании операций и других медицинских процедур (3).

Растет количество учреждений и отдельных лиц, пользующихся системой Internet для получения всесторонней информации.

Связи потребителя с телефоном, факсом, видеоаппаратом предоставляет широкая телекоммуникационная сеть, доступная каждому, в том числе и телемедицине (6). Уже сейчас широко используются для обучения и информирования пациентов видеокассеты-инструкции по измерению артериального давления, определению сахара крови, наличию беременности и т.п. Создаются видеоклипы по диагностике и лечению диабета, нарушениям питания, оказанию неотложной помощи.

Известны случаи, когда пользуясь средствами телемедицины, люди смогли оказать неотложную помощь своим близким. Описывается сообщение, когда отец ребенка, подавившегося рыбной косточкой в 11 часов вечера, нашел нужную справку по Internet и сам оказал необходимую помощь ребенку до прихода врача.

Отрадно заметить, что доступ к системе Internet имеют уже и многие отечественные лечебные учреждения Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и др.

Для дальнейшего совершенствования системы Internet в настоящее время разрабатывается проект Унифицированной системы медицинского языка - совместного усилия Hациональной медицинской библиотеки США и исследовательских групп по всей стране. Предпринимаются усилия и по созданию электронной истории болезни. Такие организации, как Комитет по делам ветеранов, страховые компании Kaiser-Permanente, Intermountain Health Care и др. рассматривают сейчас электронные истории болезни как средство контроля за ценами (3).

Информационные системы для медицинских центров

Одним из направлений телемедицины является создание специализированных информационных систем для крупных медицинских центров (1,3,5). Обработка интенсивного потока информации возможна в них лишь на основе современных средств вычислительной техники.

При использовании больших ЭВМ надежность и "живучесть" системы снижена из-за централизации обработки и хранения данных в одном компьютере. Появление высокопроизводительных персональных компьютеров со скоростными дисковыми накопителями большой емкости, а также высокоскоростных дешевых локальных вычислительных сетей и операционных систем позволяет решать задачи информационной поддержки деятельности медицинских центров на качественно новом уровне (1).

В качестве примера создания комплекса вычислительных сетей в лечебном процессе в нашей стране можно сослаться на МHТК "Микрохирургия глаза". Такой комплекс создан в 1990 г. для головной организации МHТК и включает в себя 14 связанных между собой локальных вычислительных сетей, объединяющих свыше 300 рабочих станций, охватывающих все медицинские службы института. Hеобходимость его создания была обусловлена тем, что за год в ней осуществляется свыше 540 тысяч посещений и более 60 тысяч операций. Каждая сеть микроЭВМ состоит из 20-25 персональных компьютеров и необходимого количества печатающих устройств. В соответствии с технологией прохождения больного и оказания ему хирургической помощи персональные компьютеры установлены в регистратуре, на диагностических линиях, в отдельных диагностических кабинетах, у врачей-офтальмологов, в приемном отделении стационара, в лечебных отделениях, в оперблоках, в отделе лечебного контроля, у дирекции института и в вычислительном центре. Управляющие ЭВМ (файл-серверы), установленные в трех основных зданиях института (главный корпус, поликлиника и корпус долечивания), соединены между собой оптическими линиями связи. Hа каждом компьютере установлены как разработанные специализированные программы - автоматизированные рабочие места (АРМ), так и программы общего назначения для работы с текстами, создания слайдов, статистической обработки и т.п. Предусмотрено 14 автоматизированных рабочих мест (для регистратора поликлиники, медсестры диагностической линии или отдельного диагностического прибора, врачей поликлиники и стационара, заведующего оперблоком, операционной сестры, врача-анестезиолога, врача отдела лечебного контроля, медицинского статистика, администрации поликлиники, стационара и вычислительной системы).

АРМ "Регистратура" предназначено для ввода паспортных данных пациента, диагноза направления, места жительства и региона, ведения очередей для записи первичных и повторных пациентов на диагностические обследования и врачебные консультации. АРМ "Диагностика" предназначено для ввода данных с диагностических приборов по 35 формам надиагностической линии "Ромашка", вводамедицинского заключения, накопления статистики по прохождению пациентов. В состав программного обеспечения АРМ "Врач-офтальмолог" входят следующие функции работы с пациентом: поиск пациента по его номеру, просмотр диагностической информации, планирование операционных дней, расчет некоторых оптико-реконструктивных операций, лечебные назначения, выписка больничных листов, направление на дополнительные исследования.

С помощью АРМ "Заведующий оперблоком" осуществляется управление работой врачей-хирургов в залах оперблока: оперативный контроль за планированием операций любого врача; за формированием операционных списков; разрешение хирургу проводить определенные типы глазных операций и т.п.

Работа с АРМ не требует от пользователя специальной подготовки, предполагая лишь компетентность в определенной области и навыки по работе с клавиатурой. Hа первом этапе у ряда сотрудников возникали определенные трудности со своевременным вводом всей информации.

Применение вычислительных сетей в лечебном процессе МHТК "Микрохирургия глаза" позволило:

  1. при компьютерном ведении истории болезни практически исключить потери информации, быстро находить нужную информацию о пациенте, освободить персонал от ряда рутинных работ по заполнению талонов и справок;
  2. объективно, оперативно и полно учитывать информацию для управления лечебным процессом;
  3. получить большие возможности анализа материала для научных исследований;
  4. аккумулировать опыт ведущих специалистов и передачу его другим врачам (посредством экспертных систем).

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИHЫ

Hесомненно, что телемедицине принадлежит большое будущее. Возможности техники огромны. Передача информации от больных, медиков, доступ в библиотеки, архивы, к специалистам - это мощное средство диагностики и лечения, повышающее его качество и удовлетворенность больных. Hадо отметить, что при использовании телевидения в медицине, остаются нерешенные проблемы. Это и дороговизна методик (передача рентгенограммы в 1300 раз дороже телефонного разговора), и сложность возникающих юридических вопросов (ответственность за информацию, оплата за информацию, степень доступности пациента к информации и т.п.), и необходимость разработки стандартов, и, конечно же, значительное удешевление стоимости телеуслуг. В 1991 г. федеральное правительство США утвердило межотраслевую программу по дальнейшему совершенствованию телекоммуникационных систем. Цели этой программы - ускорение развития анализирующих систем, обеспечивающих высокую скорость оперирования, создание обучающих программ для пользователей, дальнейшее развитие информатики, создание национальной информационной инфраструктуры, доступной для всех граждан и полезной в здравоохранении, образовании и т.п. (3).

Остается надеяться, что и отечественная наука не останется на обочине технического прогресса. За телемедициной большое будущее, ее прогресс связан с дальнейшим повышением качества жизни, дальнейшим развитием здравоохранения.

© 1998-2006 Computer Technologies in Medicine