Конференция ИОЛ-99. Секция "Интернет и здравоохранение" ТЕЛЕМЕДИЦИНА - РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Р.И.Полонников, Р.М.Юсупов

Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, Санкт-Петербург

тел.:(812) 328-54-11, e-mail: polon@mail.iias.spb.su

За последнее десятилетие наблюдается все возрастающий интерес к новому междисциплинарному научному направлению известному как телемедицина (ТМ) со стороны разных представителей науки, техники, бизнеса и политики. Сегодня существует ряд определений того, что такое телемедицина. Термин "телемедицина" введен в медицинскую литературу R.G.Mark в 1974 г. в публикации Telemedicine system: "the missing link between homes and hospital?" (телемедицина - недостающая связь между домами и госпиталем?) [1]. Телемедицина -- это оказание медицинской помощи больным в любой точке земного шара за счет сочетания телекоммуникационной технологии с медицинским опытом. Телемедицина - это использование телекоммуникаций и компьютерной технологии в сочетании с опытом специалистов-медиков для обеспечения оказания медицинской помощи в отдаленных районах.

Уже из этих определений видно, что телемедицина стоит на "трех китах", которыми являются медицина, телекоммуникации, информатика. Основной задачей телемедицины является своевременная и адресная доставка высококвалифицированных медицинских услуг пациенту или пострадавшему вне зависимости от расстояния разделяющего этого человека и мощный медицинский центр. При этом под адресом пациента понимается не только его традиционный почтовый адрес, телефон или факс, но также электронный почтовый адрес (e-mail или WWW) и, наконец, его точные географические координаты и время, которые могут быть получены благодаря введенным в эксплуатацию глобальным сетевым спутниковым радионавигационным системам (GPS, Глонасс). Таким образом, пациент, пользующийся услугами телемедицины может находиться в любой точке Земли и околоземного пространства, в любое время суток, при любой погоде.

В США расходы штатов и федерального правительства на ТМ уже в бюджете на 1994-95 гг. превышали 100 млн. долл. и только министерство обороны в 1994 г. затратило на ТМ около 70 млн. долл., причем из них около 15 млн. долл. на телерентгенологию.

С течением времени содержание понятия "телемедицина" претерпевало определенную эволюцию. Наиболее распространенная его интерпретация до недавнего времени связывалась с аудиовизуальным (телевизионным) общением между врачом и пациентом (или врачами). Объясняется это тем, что практически все телемедицинские системы, созданные за тридцать последних лет, основывались в основном на применении методов полноформатного телевидения. Качественное изменение в развитии ТМ произошло лишь в самые последние годы, когда на смену аналоговому телевидению пришли цифровые каналы передачи информации, широкое распространение получили глобальные сетевые коммуникации (спутниковые, включая Интернет), а использующиеся в сеансах связи телемониторы уступили место мощным мультимедийным компьютерам. По мере внедрения современных цифровых систем также выяснилось, что проведение специализированной консультации в реальном масштабе времени требуется лишь в одном из пяти случаев. Необходимо также подчеркнуть системный характер ТМ, предполагающий:

  • использование специализированной аппаратуры, с помощью которой осуществляется сбор, преобразование и передача медицинской информации;
  • наличие сети телекоммуникаций, обеспечивающей связь между поставщиками и потребителями медицинской информации;
  • применение программного обеспечения, связывающего в единый комплекс все элементы системы;
  • наличие штата специалистов (медиков, программистов, электронщиков, связистов), обеспечивающих профессиональную и техническую поддержку комплекса, его эффективное применение при решении медицинских задач.

Кроме того, при работе с телемедицинской системой должны использоваться определенные режимы эксплуатации аппаратуры, применяться специфические форматы медицинских данных, протоколов обмена информацией, стандартов и т.п. Инициативное внедрение телемедицинских методов в ряде регионов, подготовило методологическую базу для их широкого внедрения в народное здравоохранение и позволило отнести телемедицину к перспективным направлениям медицинской национальной политики.

Рядом научных организаций Москвы разработан проект программы развития системы телемедицинских услуг в России ("Телемедицина"), одобренный Минздравом РФ и Миннауки РФ. Целью Программы является повышение уровня медицинского обслуживания населения путем внедрения в практику здравоохранения методов дистанционного оказания консультативной медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе современных информационных технологий.

Реализация Программы предполагается по следующим направлениям, выделенным в несколько подпрограмм: создание единой телемедицинской информационной системы ("Телемедсеть"), организация единой системы оказания телемедицинских консультационных услуг населению ("Телеконсультант"), развитие телемедицины ургентных состояний, чрезвычайных ситуаций и катастроф ("Ургентная телемедицина"), внедрение телемедицинских систем динамического наблюдения ("Телепост"), применение телемедицинских методов обучения в непрерывной системе подготовки медицинских кадров ("Теленаставничество").

В результате этой работы для реализации Программы создан Фонд "Телемедицина". Организация Фонда поддержаны Минздравом РФ, Миннауки РФ, РКА, МЧС РФ, РАН, РАМН, Минсвязи РФ, Минобороны РФ, Федеральным Фондом ОМС РФ, образовавших Попечительский Совет Фонда во главе с Министром здравоохранения. Среди 20 учредителей Фонда крупнейшие медицинские, учебные и научные центры России. Таким образом, технические проблемы, стоящие на пути развития телемедицины, более или менее успешно решаются на базе использования передовых информационных технологий и самого современного телекоммуникационного и компьютерного оборудования. Несколько сложнее обстоит дело с множеством экономических, правовых и этических вопросов, наличие которых связывается, в первую очередь, с отсутствием законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы доступа к медицинским сведениям о пациентах, определяющей правила оценки качества телемедицинских консультаций, распределения ответственности за их результаты и т.п.

К перспективам развития телемедицины в России можно отнести следующие:

  • широкое развертывание телеконсультационных пунктов на базе ведущих республиканских и региональных больниц-центров, в первую очередь для отдаленных районов;
  • разработка технической, медицинской и законодательной нормативной базы;
  • создание специализированных интеллектуальных информационно-справочных баз данных;
  • налаживание долговременных контактов с зарубежными телеконсультационными клиниками;
  • проведение дистантного обучения по различным областям медицины;
  • организация системы платной телемедицинской помощи.

В докладе также приводятся основные результаты исследований в области ТМ, полученные в СПИИРАН [2].

Литература

1. Mark R.G. Telemedicine system: the missing link between homes ahd hospital?// Mod. Nurs. Home. - 1974, N 32(2), p.39-42.

2. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. (Под редакцией проф. Р.М.Юсупова и проф. Р.И.Полонникова). Санкт-Петербург, Изд. "Анатолия". 1998, 488 с.

© 1998-2006 Computer Technologies in Medicine