Телемедицинские технологии для дистанционных консультаций и заочного повышения квалификации врачей

© А.Д.Царегородцев, Б.А.Кобринский

© Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

© Рос. вестник перинатол. и пед. 1999. N5. С.6-8.

Телемедицина, в отличие от дистанционной диагностики, предполагает в обязательном порядке возможность диалога и предоставление любой аудио-визуальной информации. В соответствии с этим, система видеоконференций предоставляет пользователям возможность просматривать материалы других участников: фотографии, графику, в том числе информацию, поступающую непосредственно с аппаратуры, подключенной к компьютерам, или после сканирования бумажных носителей или рентгенограмм, видео- и аудио-фрагменты. Таким путем обеспечивается полноценная исходная информация для консультативной помощи в диагностике и лечении пациентов, для обсуждения новых методов клинической и функциональной диагностики и терапии или оперативного лечения заболеваний. Другими словами, система видеоконференций представляет собой комплекс, обеспечивающий повышение “доступности” высокоспециализированной помощи практически для любого пациента, независимо от места его нахождения.

Система видеоконференций находит применение в клинических, учебных и административных целях. Соответственно, телемедицина (в широком смысле) может быть определена как процесс, посредством которого электронные, видео- и аудиокоммуникации используются: 1) для оказания диагностической и консультативной помощи, 2) для повышения квалификации медицинских специалистов, находящихся вне учебных центров, 3) для оперативного доступа к информации распределенных или удаленных баз данных. Первоочередными целями создания справочно-консультативной службы в педиатрии с использованием телекоммуникационной технологии являются: а) совершенствование медицинского обслуживания детского населения, включая преемственность оказания помощи в обычных ситуациях и принятие адекватных мер, отвечающих масштабам катастрофы, при чрезвычайных ситуациях; б) оперативный обмен информацией, доступной в настоящее время только высоко специализированным медицинским учреждениям; в) повышение квалификации медицинских работников различных уровней оказания лечебно-диагностической и реабилитационной помощи детям.

Концепция телемедицины, базирующейся на постоянно действующих компьютерных сетях (Internet) и использовании цифровых ISDN-линий связи, экономически обоснована и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в развитых странах. По мере интенсивного внедрения мощных компьютеров и цифровых каналов связи постепенно складывается единое коммуникационно-информационное пространство. Аналогом этого понятия является введенный в США в 1993 году термин "информационная супермагистраль", включающий три компонента комплексных глобальных информационных систем:

  1. носитель или средство передачи информации;
  2. участники информационной суперсети;
  3. информационные маршруты и информационные суперсети.

В области педиатрии в международной системе "Всемирный разговор педиатров" (International Pediatric Chat), объединяющей более 40 стран, имеется возможность консилиума по "трудному" больному, представлены новости диагностики и лечения. Специальный информационный раздел (Pedinfo) содержит информацию о видах и сроках иммунизации, особенностях физического развития детей, врожденных заболеваниях, условиях медицинского страхования, оказании социальной помощи семьям, имеющим больных детей, медицинских и социальных проблемах детей-инвалидов. В другом информационном разделе (BabyDoc) представлены постоянно обновляемые сведения по современным проблемам педиатрии.

В США телемедицина в педиатрии широко используется в ряде штатов. В Арканзасе в Университете медицинских наук интерактивная система включает 4 внутриуниверситетских участка, 5 медицинских научных (образовательных) центров и 7 больниц из сельских местностей. Задачи программы: улучшение доступа к специализированному наблюдению больных из сельских областей через телеконсультации специалистами; повышение качества неотложной помощи посредством круглосуточной интерактивной связи сельских больниц и центра неотложной помощи Университета; обеспечение мультидисциплинарного профессионального руководства; улучшение системы информации по здравоохранению. В штате Айова телемедицинская сеть охватывает 99 графств штата и обеспечивает проведение видеоконференций и консультаций по педиатрии, включая неонатальную интенсивную помощь, эхокардиологию и телеконсультации детей-инвалидов. Проект представляет собой развивающуюся сеть, включающую 10 больниц и клиники Университета Айовы, а также образовательную программу “Виртуальный госпиталь”, который представляет собой мультимедийную базу данных для постдипломного обучения врачей. В штате Канзас связью объединены 22 медицинские точки. Основные области применения: клиническая, образовательная и административная. Канзасский университет организовал постоянно работающие специализированные “телемедицинские клиники”, в том числе педиатрические – по кардиологии, эндокринологии, генетике, психиатрии. Только за один 1996 год консультацию получили свыше 1000 человек. Административное применение системы дает возможность работникам органов здравоохранения общаться с их сотрудниками через интерактивную видеосистему, а также проводить совещания и такие мероприятия, как обзорные журнальные сессии, что способствует повышению квалификации практических врачей. В штате Миссури Научным центром здоровья технология видеоконференций включает помощь в решении вопросов при радиологических исследованиях. Кроме того, реализовано дистанционное кардиологическое обследование с использованием электронного стетоскопа. В 1996 г. было проведено только 58 консультаций, а уже в 1 квартале 1997 г. - 63. Интерактивная система используется для связи с 19 медучреждениями. В Нью-Йорке функционирует несколько систем. В 1994 г. начала развиваться система видеоконференций, связавшая разные точки Северного побережья. Телесеть здравоохранения при Университете Нью-Йоркского научного центра здоровья, используя электронный стетоскоп, фотографии эхографических и микроскопических исследований осуществляет телекоммуникационную помощь с целью снижения стоимости, повышения качества лечения и увеличения возможности “доступа” пациента к специалисту. В Буффало выполнение проекта начато в 1994 г. Проводятся консультации по неотложной медицине, СПИДу, детской кардиологии. Сеть по неонатологии при Университете в Северной Каролине обеспечивает возможность постоянной записи эхокардиограмм. В штате Техас центр по дистанционному обучению и телездоровью обеспечивает проведение интерактивных телеконференций с образовательной и консультативной целями по детской онкологии. Центр Телемедицины при Техасском детском госпитале проводит для удаленных районов специализированные консультации для детей, а также образовательные циклы. Вашингтонская сельская телемедицинская сеть направленная, на проведение телеконсультаций для 6 отдаленных городов, обеспечила в 1996 г. 71 консультацию, а уже в 1 полугодии 1997 г. - 47. В Канаде (Торонто) существует интерактивная телемедицинская система, позволяющая проводить видеоконференции и видеоконсультации в детской больнице - c 1996 г. с городом Трандер-Бэй (около 1000 км от Торонто), в настоящее время включает и другие города Канады. В Италии в области эхографии существуют два центра по пренатальной диагностике для телемедицинских консультаций. При этом на электронное хранение заносится вся информация ультразвуковых исследований плода, а передаются заинтересованным медицинским учреждениям только необходимые на данный момент сведения - в дискретном режиме (т.е. покадрово) или в режиме видео. Передача изображений, в особенности в режиме видео, предъявляет серьезные требования к объемно-скоростным показателям передачи данных по каналам связи. Это в основном и определяет то, что такие системы в развитых странах работают в стандарте ISDN (не менее 128кбит/сек). В настоящее время телемедицина заняла свое место в ряду других средств при обучении, повышении квалификации и дистанционного консультирования больных. Российское здравоохранение также вступило на путь использования телемедицинских технологий.

На основе анализа функционирующих в педиатрии телекоммуникационных систем и теоретических исследований в области видеоконференцсвязи можно сделать следующие выводы о путях развития этого направления:

  1. Телеконсультации в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно при обращении или отсроченные
  2. Заочное обучение и теленаставничество
  3. Телесеминары и телеконференции
  4. Предоставление доступа к информационно-справочным базам данных
  5. ведение распределенных баз данных (специализированных регистров)
  6. Информационная поддержка решения организационных вопросов (в том числе при чрезвычайных ситуациях)

В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ в 1998г. открыт многофункциональный телемедицинский центр, оснащенный современными средствами телекоммуникационной связи (оптоволоконные и цифровые ISDN-линии) и ориентированный на решение вышеназванных задач. Научные сотрудники института проводят телеконсультации больных из регионов России для обеспечения детей дистанционной специализированной консультативной помощью. Эта работа проводится в рамках системы медицинских видеоконференций “Москва – регионы России”, инициатором создания которой выступил НЦ сердечно-сосудистой хирургии им.АН.Бакулева. Начато чтение лекций для студентов периферийных ВУЗов и для врачей-педиатров в целях повышения их квалификации. Предоставление различной справочной информации по разделам педиатрии осуществляется путем многостороннего использования Web-сервера http://www.pediatr.msu.ru, на котором, в частности, установлена компьютерная программа “ЭКОТОКСИН”, созданная ранее в институте, которая позволяет получить различную информацию о воздействии тяжелых металлов на организм детей и возможных методах лечения в этих случаях. Обращение к программе осуществляется через ИНТЕРНЕТ с любого компьютера, имеющего выход в эту сеть.

В институте проводятся работы по созданию первых корпоративных сетей в области медицинской генетики и врожденных пороков развития, детской инвалидности. Такое направление работ обусловлено, во-первых, крайней актуальностью данных направлений педиатрии, во-вторых, существованием в институте разработанных для этой цели автоматизированных систем, в-третьих, существованием документов, создающих правовую основу для организации распределенных баз данных для этих категорий больных - приказы Минздрава РФ от 23.05.97г., N 162 “О создании Федеральной системы эпидемиологического мониторинга врожденных и наследственных заболеваний и пороков у детей” и от 10.09.98 г., N 268 “О мониторинге врожденных пороков развития у детей”, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997г. N1565 “О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 гг.”, п.8 Проведение мониторинга детской инвалидности в Российской Федерации (в том числе введение регионального регистра) и Указ президента РФ от 27.07.92г., N802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов". С этой целью проведены изыскания и построена модель корпоративной сети, предполагающая ряд возможных вариантов реализации. Одновременно эти работы способствуют выполнению Указа президента РФ от 20.04.1993г., N468, п.4б "О мониторинге здоровья населения РФ", так как анализ данных о состоянии здоровья населения на общероссийском уровне реально может быть организован только путем объединения необходимой информации из корпоративных сетей по направлениям медицины.

Вышеназванные работы фактически закладывают основу для создания единого информационного педиатрического пространства, как части общего медицинского информационного пространства, включающего учреждения практического здравоохранения, научные и учебные заведения России, с выходом в Internet. Это позволит медицинским учреждениям, подключившимся к педиатрической сети, обмениваться данными между собой и получать санкционированный доступ к соответствующим корпоративным компьютерным сетям. Телемедицинские пункты в регионах России обеспечат широкий доступ к консультативной помощи, обеспечиваемой специалистами федеральных педиатрических научных медицинских центров и институтов.

© 1998-2006 Computer Technologies in Medicine